"Я хотел бы рассказать о положениях веры сэнсэя Такамацу. Вот они: - развивать дух терпения дзен и понимать его возможности; - развивать в себе искренность и веру (магокоро); - стремиться к самопознанию и самосовершенствованию, благодарности и щедрости."
Масааки Хацуми
Такамацу Тосицугу родился 10 марта 1889 года. Уже в возрасте 9 лет он начинает изучать боевые искусства под руководством своего деда Тода Масамицу. В результате упорных тренировок, в 13 лет Такамацу получил менкё школ Синден-Фудо рю и Кото рю от своего деда. В этом же возрасте Такамацу Тосицугу случайно прославился, когда смог победить в драке группу старших по возрасту подростков.
В 1905-1906 годах он работал на спичечной фабрике отца в Кобе. Там судьба свела его с человеком по имени Иситани Такео Масацугу, который обучал его искусству школ Кукишинден рю и Гикан рю. В августе 1907 года Такамацу получил от Мизута Тадафуза менкё кайден школ, объединяемых под названием Такаги Йосин рю, а через несколько лет – менкё и денсё школ Гикан рю и Кукишинден рю.
6го сентября 1908 умер дед Такамацу, тода Масамицу. Незадолго до этого он передал своему внуку денсё (densho) школ Кумогакурэ рю, Кото рю, Гёкусин рю, Синден-Фудо рю, Гёкко рю и Тогакурэ рю, выбрав его в качестве преемника и продолжателя традиций этих шести школ.
После этого целый год Такамацу Тосицугу жил отшельником в лесах мая-яма (maya-yama). В это время он углубляет свои знания философских аспектов нинпо.
За свою жизнь Такамацу предпринял несколько поездок в Монголию, Корею и Китай, продолжая совершенствовать свое боевое искусство. О его путешествиях сохранилось мало информации.
В начале 1958 года произошла судьбоносная встреча Такамацу и Хацуми, которая вылилась в нечто большее, чем просто дружеские отношения ученика и учителя. На протяжении долгого времени Хацуми регулярно ездил из Нодаши в Касивабара для того, чтобы научиться тому, что позже сделало его известным как главу Будзинкана.
На фотографии: Тосицуг Такамацу, Масааки Хацуми, Уно Танэ (жена Тосицугу Такамацу), Рёко (приемная дочь Такамацу).
По просьбе Хацуми Масааки в 1959 году Такамацу написал «Ninjutsu no hiketsu bun», трактат о технических и психологических идеях ниндзюцу.
В 70х годах в Японии сильно возрос интерес к ниндзя и нинздюцу. В 1965 Такамацу вместе с Хацуми оказывают помощь в подготовке фильма «Shinobi no mono», консультируя создателей фильма по вопросам боевых техник, пишет статьи для журналов, посвященных боевым искусствам.
За год до смерти, в 1971 году, Тосицугу Такамацу объявил Хацуми своим преемником. Во время одного из визитов и на одной из последних тренировок Хацуми представляет Такамацу группу своих учеников.
2 апреля 1972 года великого мастера не стало. Он умер в возрасте 83 лет в своем доме в Касивара.
Масааки Хацуми родился 2 декабря 1931 года в городе Нода префектуры Тиба. Непростое детство стало причиной обостренного чувства опасности, которое впоследствии очень помогло Хацуми в изучении боевых искусств. После школы он поступает в университет Мейдзи на факультет искусствоведения. Надо сказать, что Хацуми приобрел широкую известность как художник и каллиграф.
Параллельно с этим доктор Хацуми получил медицинское образование, а после занялся врачебной практикой. К 27 годам он возглавил частную клинику, специализирующуюся на заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Все это не мешало ему каждый день практиковаться в боевых искусствах, и к 1958 году он стал обладателем черного пояса (6 дан) в каратэ Сито-рю, в дзюдо (4 дан), а также в нескольких других видах кобудзюцу. Однако, это его не удовлетворяло, он искал более действенной практики.
Эти поиски и привели его к Такамацу Тосицугу, Великому Мастеру нескольких боевых школ и на 15 лет ставшему его учителем. Хацуми вспоминает их первую встречу так:
"...Когда я впервые встретился с Такамацу-сэнсэем, возникшее во мне впечатление не было знаком силы, ни чувством слабости, и вообще не было связано с боевым искусством. Это было ощущение, которое единственно можно описать как испуг или обескураженность. Что-то похожее на чувство, возникающее при слушании молитвенного пения синтоистского священника, который стоит перед храмом и повторяет: "Касикоми касикоми мо-о сан" (" О страшный: о страшный: проклинаю тебя"). "Страшный" - точное и единственное слово, подходящее в данном случае. Вообще было какое-то ненормальное впечатление. Я остановился как вкопанный, как-будто меня что-то схватило или накрыло с головой. Возможно я даже вытаращил на него глаза. В моем сознании возникла единственная мысль: "Мастера боевых искусств вроде этого человека все еще существуют в мире!". ... ...За свою жизнь я встречался с многими учителями боевых искусств, но встреча с таким воином, как Такамацу, была действительно единственной и неповторимой. Хотя сам ясно видел, кто стоит передо мною, знаю, из чего он создан, но казалось, что мастер живет в каком-то другом измерении. Это мое ощущение наиболее четко передается словами "страшно" "ужасно" и "жутко". Ничего похожего я не испытывал при встрече с любым другим учителем боевого искусства..."
Эта встреча перевернула жизнь Хацуми. Год встречи с сэнсэем Такамацу Хацуми вспоминает как год смерти того, что раньше определяло его жизнь:
"В тот день, когда состоялась встреча с Такамацу-сэнсэем, прежний Масааки Хацуми умер. С того года и дальше Масааки Хацуми больше не существовало. Вместо собственной жизни я стал жить 900-летней жизнью своих предков. Так я понял изречение "бусидо ва синокото то мицукэтари" ("бусидо – это путь смерти"ы). Оно не имеет никакого отношения к сэппуку (ритуальному самоубийству) или чему-то похожему. Оно связано со смертью всего того, что определяло мою прежнюю жизнь"
С тех пор Хацуми ездил к своему учителю из пригорода Токио в город Касивабара на каждую неделю на день-два, после чего возвращался домой к открытию клиники, где он практиковал.
Занятия с Такамацу проходили в условиях, приближенных к реальным: в разное время суток и в разных местах (в додзё, в буддийских храмах, окрестных лесах и полях, дома и во дворе у учителя).
За 3 года до смерти, в 1968 году, Тосицугу Такамацу передал Масааки Хацуми титул Сокё («Верховного наставника» или «Великого мастера») в 9 стилях будзюцу и ниндзюцу, в которых он сам был носителем традиции. Так Хацуми стал
Тосицугу Такамацу умер 2 апреля 1972 года. Желая сохранить память о своем учителе, Масааки Хацуми создает свой собственный стиль, основанный на традиции 9 школ, и называет его «Будзинкан» - «Дворец Божественного Воина» в честь Тосицугу Такамацу. Первая годовщина его смерти является официальной датой рождения Будзинкан.
Масааки Хацуми за свою жизнь написал множество книг, статей, снялся в большом количестве фильмов. В 1999 он был награжден Орденом Хризантемы за вклад в культуру Японии.