Будзинкан Москва: Клуб Искусств Востока: Ниндзюцу: Боевые Искусства
 Bujinkan Dojo

Тосицугу Такамацу

"Я хотел бы рассказать о положениях веры сэнсэя Такамацу.
Вот они:
- развивать дух терпения дзен и понимать его возможности;
- развивать в себе искренность и веру (магокоро);
- стремиться к самопознанию и самосовершенствованию, благодарности и щедрости."

Масааки Хацуми



Такамацу Тосицугу родился 10 марта 1889 года. Уже в возрасте 9 лет он начинает изучать боевые искусства под руководством своего деда Тода Масамицу. В результате упорных тренировок, в 13 лет Такамацу получил менкё школ Синден-Фудо рю и Кото рю от своего деда. В этом же возрасте Такамацу Тосицугу случайно прославился, когда смог победить в драке группу старших по возрасту подростков.


В 1905-1906 годах он работал на спичечной фабрике отца в Кобе. Там судьба свела его с человеком по имени Иситани Такео Масацугу, который обучал его искусству школ Кукишинден рю и Гикан рю. В августе 1907 года Такамацу получил от Мизута Тадафуза менкё кайден школ, объединяемых под названием Такаги Йосин рю, а через несколько лет – менкё и денсё школ Гикан рю и Кукишинден рю.


6го сентября 1908 умер дед Такамацу, тода Масамицу. Незадолго до этого он передал своему внуку денсё (densho) школ Кумогакурэ рю, Кото рю, Гёкусин рю, Синден-Фудо рю, Гёкко рю и Тогакурэ рю, выбрав его в качестве преемника и продолжателя традиций этих шести школ.


После этого целый год Такамацу Тосицугу жил отшельником в лесах мая-яма (maya-yama). В это время он углубляет свои знания философских аспектов нинпо.


За свою жизнь Такамацу предпринял несколько поездок в Монголию, Корею и Китай, продолжая совершенствовать свое боевое искусство. О его путешествиях сохранилось мало информации.


В начале 1958 года произошла судьбоносная встреча Такамацу и Хацуми, которая вылилась в нечто большее, чем просто дружеские отношения ученика и учителя. На протяжении долгого времени Хацуми регулярно ездил из Нодаши в Касивабара для того, чтобы научиться тому, что позже сделало его известным как главу Будзинкана.





На фотографии: Тосицуг Такамацу, Масааки Хацуми, Уно Танэ (жена Тосицугу Такамацу),
Рёко (приемная дочь Такамацу).


По просьбе Хацуми Масааки в 1959 году Такамацу написал «Ninjutsu no hiketsu bun», трактат о технических и психологических идеях ниндзюцу.


В 70х годах в Японии сильно возрос интерес к ниндзя и нинздюцу. В 1965 Такамацу вместе с Хацуми оказывают помощь в подготовке фильма «Shinobi no mono», консультируя создателей фильма по вопросам боевых техник, пишет статьи для журналов, посвященных боевым искусствам.


За год до смерти, в 1971 году, Тосицугу Такамацу объявил Хацуми своим преемником. Во время одного из визитов и на одной из последних тренировок Хацуми представляет Такамацу группу своих учеников.


2 апреля 1972 года великого мастера не стало. Он умер в возрасте 83 лет в своем доме в Касивара.



Хацуми Масааки

Масааки Хацуми родился 2 декабря 1931 года в городе Нода префектуры Тиба. Непростое детство стало причиной обостренного чувства опасности, которое впоследствии очень помогло Хацуми в изучении боевых искусств. После школы он поступает в университет Мейдзи на факультет искусствоведения. Надо сказать, что Хацуми приобрел широкую известность как художник и каллиграф.

Параллельно с этим доктор Хацуми получил медицинское образование, а после занялся врачебной практикой. К 27 годам он возглавил частную клинику, специализирующуюся на заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Все это не мешало ему каждый день практиковаться в боевых искусствах, и к 1958 году он стал обладателем черного пояса (6 дан) в каратэ Сито-рю, в дзюдо (4 дан), а также в нескольких других видах кобудзюцу. Однако, это его не удовлетворяло, он искал более действенной практики.

Эти поиски и привели его к Такамацу Тосицугу, Великому Мастеру нескольких боевых школ и на 15 лет ставшему его учителем. Хацуми вспоминает их первую встречу так:

"...Когда я впервые встретился с Такамацу-сэнсэем, возникшее во мне впечатление не было знаком силы, ни чувством слабости, и вообще не было связано с боевым искусством. Это было ощущение, которое единственно можно описать как испуг или обескураженность. Что-то похожее на чувство, возникающее при слушании молитвенного пения синтоистского священника, который стоит перед храмом и повторяет: "Касикоми касикоми мо-о сан" (" О страшный: о страшный: проклинаю тебя"). "Страшный" - точное и единственное слово, подходящее в данном случае. Вообще было какое-то ненормальное впечатление. Я остановился как вкопанный, как-будто меня что-то схватило или накрыло с головой. Возможно я даже вытаращил на него глаза. В моем сознании возникла единственная мысль: "Мастера боевых искусств вроде этого человека все еще существуют в мире!". ... ...За свою жизнь я встречался с многими учителями боевых искусств, но встреча с таким воином, как Такамацу, была действительно единственной и неповторимой. Хотя сам ясно видел, кто стоит передо мною, знаю, из чего он создан, но казалось, что мастер живет в каком-то другом измерении. Это мое ощущение наиболее четко передается словами "страшно" "ужасно" и "жутко". Ничего похожего я не испытывал при встрече с любым другим учителем боевого искусства..."

Эта встреча перевернула жизнь Хацуми. Год встречи с сэнсэем Такамацу Хацуми вспоминает как год смерти того, что раньше определяло его жизнь:

"В тот день, когда состоялась встреча с Такамацу-сэнсэем, прежний Масааки Хацуми умер. С того года и дальше Масааки Хацуми больше не существовало. Вместо собственной жизни я стал жить 900-летней жизнью своих предков. Так я понял изречение "бусидо ва синокото то мицукэтари" ("бусидо – это путь смерти"ы). Оно не имеет никакого отношения к сэппуку (ритуальному самоубийству) или чему-то похожему. Оно связано со смертью всего того, что определяло мою прежнюю жизнь"



С тех пор Хацуми ездил к своему учителю из пригорода Токио в город Касивабара на каждую неделю на день-два, после чего возвращался домой к открытию клиники, где он практиковал.

Занятия с Такамацу проходили в условиях, приближенных к реальным: в разное время суток и в разных местах (в додзё, в буддийских храмах, окрестных лесах и полях, дома и во дворе у учителя).

За 3 года до смерти, в 1968 году, Тосицугу Такамацу передал Масааки Хацуми титул Сокё («Верховного наставника» или «Великого мастера») в 9 стилях будзюцу и ниндзюцу, в которых он сам был носителем традиции. Так Хацуми стал


  • 34 Соке Тогакурэ-рю нинпо
  • 28 Соке Гёкко-рю Коси-дзюцу
  • 28 Соке Кукисиндэн-рю хаппо-хикэн-дзюцу
  • 26 Соке Синдэн-Фудо-рю дакэнтай-дзюцу
  • 19 Соке Кото-рю коппо-дзюцу
  • 18 Соке Гикан-рю коппо-дзюцу
  • 17 Соке Такаги Йосин-рю дзютай-дзюцу
  • 14 Соке Кумогакурэ-рю нинпо
  • 21 Соке Гёкусин-рю нинпо


Тосицугу Такамацу умер 2 апреля 1972 года. Желая сохранить память о своем учителе, Масааки Хацуми создает свой собственный стиль, основанный на традиции 9 школ, и называет его «Будзинкан» - «Дворец Божественного Воина» в честь Тосицугу Такамацу. Первая годовщина его смерти является официальной датой рождения Будзинкан.

Масааки Хацуми за свою жизнь написал множество книг, статей, снялся в большом количестве фильмов. В 1999 он был награжден Орденом Хризантемы за вклад в культуру Японии.

 


9 школ Будзинкан Додзе
  • ТОГАКУРЭ РЮ НИНПО («Школа спрятанной двери»)

    Основатель: Дайсуке Нисина (Тогакуре). Годом основания школы считается 1161 г.
    Основной особенностью школы является расчет на непродолжительный бой, быстрая атака и исчезновение. Много внимания уделено скрытности и исчезновению.
    Характерные виды оружия: сюко (когти), сэнбан-сюрикен (метательные лезвия), фукия (трубка для плевания иглами), мэцубуси (ослепляющая смесь), синоби-гатана.
    Масааки Хацуми является 34 соке школы.
  • КУМОГАКУРЕ РЮ НИНПО («Школа спрятанного за облаками»)

    Основатель: Хэинаидзаэмон Иэнага.
    Для Кумогакуре рю характерны удары и блоки (техника коппо), также используются удары головой и прыжки (тоби) при уходе.
    Характерные виды оружия: кама-яри (копье с крюком), кагинава (веревка с крюком).
    Масааки Хацуми является 14 соке школы.
  • ГЁКУСИН РЮ НИНПО («Школа драгоценного сердца»)

    Основатель: Сасаки Гендаю Садаясу. Годом основания школы считается 1532 г.
    Для Гёкусин рю характерны удары и блоки (техника коппо), использование хите-кайтен при уходе.
    Характерные виды оружия: нава (веревка), мецубуси (ослепляющая смесь).
    Масааки Хацуми является 21 соке школы.
  • КОТО РЮ КОППО-ДЗЮЦУ («Школа поверженного тигра»)

    Основатель: Сакагами Таро Кунисигэ. Годом основания школы считается 1532 г.
    В основном техника направлена на переломы костей, а так же на поражение нервных узлов. Много внимания уделено закалке ударных поверхностей рук и ног.
    Характерные виды оружия: нава (веревка), мецубуси (ослепляющая смесь).
    Масааки Хацуми является 19 соке школы.
  • ГИКАН РЮ КОППО-ДЗЮЦУ («Школа честности и справедливости»)

    Основатель: Урю Ханган Гиканбо. Школа была основана в период 1558-1570гг.
    В основном техника направлена на переломы костей.
    Масааки Хацуми является 18 соке школы.
  • ГЁККО РЮ КОСИ-ДЗЮЦУ («Школа драгоценного тигра»)

    Основатель: Тодзава Хакуунсай. Годом основания школы считается 1156 г.
    Основной особенностью школы является использование блоков и ударов, направленных на уязвимые места и болевые точки, большое количество бросков и болевых воздействий. Много внимания уделено закалке пальцев и ногтей, т.к. много воздействий производится именно пальцами.
    Масааки Хацуми является 28 соке школы.
  • КУКИСИНДЕН РЮ ХАППО-БИКЕН-ДЗЮЦУ («Школа девяти демонов»)

    Основатель: Ясусимару Такадзанэ. Школа была основана в XIV в.
    Безоружная техника Кукисинден рю нацелена на работу в доспехах. Особенностью школы является использование взрывчатых веществ.
    Характерные виды оружия: тати(меч),бо (шест), ханбо (короткая палка), нагината (алебарда), яри (копье), кусаригама (серп с цепью), сюрикены (метательные лезвия).
    Масааки Хацуми является 28 соке школы.
  • СИНДЕН ФУДО РЮ ДАКЕНТАЙ-ДЗЮЦУ («Школа божественной непоколибимости»)

    Основатель: Идзумо Кандзя Йоситэру.
    Особенностью школы является использование техники связывания. Безоружная работа схожа с Кукисинден Рю.
    Характерные виды оружия: яри (копье), оно (боевой топор), о-цути (боевой молот), нагината (алебарда).
    Масааки Хацуми является 26 соке школы.
  • ТАКАГИ ЙОСИН РЮ ДЗЮТАЙ-ДЗЮЦУ («Школа возвышенного сердца семьи Такаги»)

    Основатель: Ориуэмон Сигенобу Такаги.
    Особенностью школы является большое количество классических бросков, дополненных воздействиями на нервные узлы, подсечками и удушениями. Многие техники направлены на обезвреживание вооруженного противника в доспехах.
    Характерные виды оружия: бо (шест), ханбо (короткая палка), нагината (алебарда), яри (копье), тати (меч), кодати (короткий меч).
    Масааки Хацуми является 16 соке школы.