Будзинкан Москва: Клуб Искусств Востока: Ниндзюцу: Боевые Искусства
 Bujinkan Dojo




Хацуми Cенсей

Масааки Хацуми


Масааки Хацуми родился 2 декабря 1931 года в городе Нода префектуры Тиба. Непростое детство стало причиной обостренного чувства опасности, которое впоследствии очень помогло Хацуми в изучении боевых искусств. После школы он поступает в университет Мейдзи на факультет искусствоведения. Надо сказать, что Хацуми приобрел широкую известность как художник и каллиграф.

Параллельно с этим доктор Хацуми получил медицинское образование, а после занялся врачебной практикой. К 27 годам он возглавил частную клинику, специализирующуюся на заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Все это не мешало ему каждый день практиковаться в боевых искусствах, и к 1958 году он стал обладателем черного пояса (6 дан) в каратэ Сито-рю, в дзюдо (4 дан), а также в нескольких других видах кобудзюцу. Однако, это его не удовлетворяло, он искал более действенной практики.

Эти поиски и привели его к Такамацу Тосицугу, Великому Мастеру нескольких боевых школ и на 15 лет ставшему его учителем. Хацуми вспоминает их первую встречу так:

«Когда я впервые встретился с Такамацу-сэнсэем, возникшее во мне впечатление не было знаком силы, ни чувством слабости, и вообще не было связано с боевым искусством. Это было ощущение, которое единственно можно описать как испуг или обескураженность. Что-то похожее на чувство, возникающее при слушании молитвенного пения синтоистского священника, который стоит перед храмом и повторяет: «Касикоми касикоми мо-о сан» («О страшный, о страшный: проклинаю тебя»). «Страшный» - точное и единственное слово, подходящее в данном случае. Вообще было какое-то ненормальное впечатление. Я остановился как вкопанный, как-будто меня что-то схватило или накрыло с головой. Возможно я даже вытаращил на него глаза. В моем сознании возникла единственная мысль: «Мастера боевых искусств вроде этого человека все еще существуют в мире!» За свою жизнь я встречался с многими учителями боевых искусств, но встреча с таким воином, как Такамацу, была действительно единственной и неповторимой. Хотя сам ясно видел, кто стоит передо мною, знаю, из чего он создан, но казалось, что мастер живет в каком-то другом измерении. Это мое ощущение наиболее четко передается словами «страшно», «ужасно» и «жутко». Ничего похожего я не испытывал при встрече с любым другим учителем боевого искусства.»

Эта встреча перевернула жизнь Хацуми. Год встречи с сэнсэем Такамацу Хацуми вспоминает как год смерти того, что раньше определяло его жизнь.

«В тот день, когда состоялась встреча с Такамацу-сэнсэем, прежний Масааки Хацуми умер. С того года и дальше Масааки Хацуми больше не существовало. Вместо собственной жизни я стал жить 900-летней жизнью своих предков. Так я понял изречение «бусидо ва синокото то мицукэтари» («бусидо – это путь смерти»). Оно не имеет никакого отношения к сэппуку (ритуальному самоубийству) или чему-то похожему. Оно связано со смертью всего того, что определяло мою прежнюю жизнь»

С тех пор Хацуми ездил к своему учителю из пригорода Токио в город Касивабара на каждую неделю на день-два, после чего возвращался домой к открытию клиники, где он практиковал. Занятия с Такамацу проходили в условиях, приближенных к реальным: в разное время суток и в разных местах (в додзё, в буддийских храмах, окрестных лесах и полях, дома и во дворе у учителя). За 3 года до смерти, в 1968 году, Тосицугу Такамацу передал Масааки Хацуми титул Сокё («Верховного наставника» или «Великого мастера») в 9 стилях будзюцу и ниндзюцу, в которых он сам был носителем традиции. Так Хацуми стал:

34 Соке Тогакурэ-рю нинпо

28 Соке Гёкко-рю Коси-дзюцу

28 Соке Кукисиндэн-рю хаппо-хикэн-дзюцу

26 Соке Синдэн-Фудо-рю дакэнтай-дзюцу

19 Соке Кото-рю коппо-дзюцу

18 Соке Гикан-рю коппо-дзюцу

17 Соке Такаги Йосин-рю дзютай-дзюцу

14 Соке Кумогакурэ-рю нинпо

21 Соке Гёкусин-рю нинпо

Тосицугу Такамацу умер 2 апреля 1972 года. Желая сохранить память о своем учителе, Масааки Хацуми создает свой собственный стиль, основанный на традиции 9 школ, и называет его «Будзинкан» - «Дворец Божественного Воина» в честь Тосицугу Такамацу. Первая годовщина его смерти является официальной датой рождения Будзинкан.

Масааки Хацуми за свою жизнь написал множество книг, статей, снялся в большом количестве фильмов. В 1999 он был награжден Орденом Хризантемы за вклад в культуру Японии.

 
 
 

Цитаты

  • «Некоторые люди, занимающиеся боевыми искусствами, обуреваемы желанием "стать сильными", "могущественными" или "богатыми". Став на неправедный путь, они обречены на неудачу. Умение жить подобно обыкновенным людям - самое ценное у человека, но только понимает ли кто-нибудь, каким сокровищем обделен?»

    - Масааки Хацуми




  • «Первостепенное значение для воина имеет умиротворение сердца.»

  • - Тосицугу Такамацу




  • Пословица гласит: «Связь родителей с ребенком длится одну жизнь, между мужем и женой - эту и последующую жизнь, а между наставником и учеником - три жизни, прошлую, настоящую и будущую». Принцип «трех жизней» отражает саму суть боевых искусств.

  • - Масааки Хацуми